29

28 ноября 2025 г. 11:10

«ONE MAN BALL» & «ШИНЕЛЬ.ГОГОЛЬ»: ДИАЛОГ ТЕЛА И КЛАССИКИ

В рамках фестиваля современной хореографии IFMC’2025 в Витебске прошел вечер, представивший две абсолютно разные, но одинаково сильные работы белорусских постановщиков. Публика увидела моноспектакль «ONE MAN BALL» Владислава КОСТЮЧЕНКО и хореографический спектакль «ШИНЕЛЬ.ГОГОЛЬ» Белорусского государственного молодежного театра.

Первый номер вечера стал, без преувеличения, открытием. Моноспектакль «ONE MAN BALL» в постановке Владислава КОСТЮЧЕНКО и с хореографией Екатерины ДЁШЕВОЙ — это история, рожденная на пересечении танца, цирка и футбольного фристайла.

Для Владислава эта работа — дебютная в качестве постановщика, но за ней стоит уникальный опыт артиста, который последние 10-15 лет выступал по всему миру: от легендарного парижского фестиваля Cirque du Demain и труппы «Ленинград Центр» в Санкт-Петербурге до шоу под эгидой Universal в США.

«ONE MAN BALL» — это не просто техничный номер. Это пронзительный диалог между человеком и предметом — футбольным мячом, который становится его полноправным партнером. Мяч здесь — не спортивный инвентарь, а живой собеседник: он сопротивляется, ускользает, возвращается, рождая «обнаженный, честный и напряженный» разговор. Это «целая жизнь внутри трюка», где виртуозная техника фристайлера перерастает в поэзию тела, а мастерство становится языком повествования.

Второй частью вечера стал хореографический спектакль «ШИНЕЛЬ.ГОГОЛЬ» от Белорусского государственного молодежного театра. Постановка, созданная в соавторстве хореографом Кириллом БАЛТРУКОВЫМ и самими танцовщиками, предложила зрителям современный и, вероятно, очень личный взгляд на бессмертную историю Акакия Акакиевича.

«Шинель» в этом спектакле становится гораздо больше, чем просто вещь. Она превращается в самую главную мечту героя, в символ достоинства, ради которого он готов на всё.

Спектакль захватывал с первых минут и держал зрителей в напряжении. Всё в нём работало на эмоции: сдержанные, но выразительные декорации, свет, который выхватывает из темноты самое важное, резкие удары и музыка, что проникает прямо в душу. Вместе они создают ощущение одиночества и тоски, в которых живёт маленький человек.

Спектакль продемонстрировал, как язык современного танца может переосмыслить литературную классику, наполнив ее новыми, актуальными смыслами и эмоциями через танец.

Особенностью вечера стала традиционная встреча «ПОСЛЕ ЗАНАВЕСА», где модератор, член экспертного совета, искусствовед Татьяна Ратобыльская предложила хореографам и артистам поделиться со зрителями историями создания спектаклей.

То, что я показывал на сцене – это не только про взаимодействие с мячом, это ещё очень большая внутренняя работа. Это разные практики: увлечения и медитации, и йога, и психология, и прочее. Это немаловажно и имеет большое влияние.

На данном этапе труппа современной хореографии переродилась, заново себя пытается открывать. Мы нарабатываем репертуар, выходим на сцену. И благодаря вселенской удаче мы уже четвёртый год на Витебском фестивале. Это замечательно, что у нас получается создавать, что нас приглашают сюда и наши ребята активно участвуют в конкурсной программе фестиваля.

От интимного диалога с мячом до коллективного высказывания — танец вновь доказал свою универсальность. IFMC стал тем пространством, где личное становится искусством, а классика — современной.