167

21 ноября 2024 г. 14:14

Фестиваль

СОЗДАВАТЬ ТРАДИЦИЮ – ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД: ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ IFMC'24

XXXV Международный фестиваль современной хореографии в Витебске стремительно возвращается в информационную повестку. Характерно для себя делает это без раскачки: сразу в гущу хореографических и не только событий, объединённых ноябрьским Витебском и брендом IFMC.

Первым событием танцевального форума в этом году стало открытие программы мастер-классов – всегда особенно важной части IFMC. Мастер-классы отражают стремление танцовщиков и хореографов к постоянному совершенствованию и самообразованию. Первопроходцем в образовательной части стал мастер-класс испанца Хуана ТИРАДО. Современное искусство и современный танец никогда не стоят на месте, неизменными остаются лишь ноябрьский, удивительно магический в эту пору года Витебск и зелёный цвет – неотъемлемая часть фирменного стиля фестиваля.

Перед торжественным открытием XXXV фестиваля состоялась традиционная встреча участников конкурса с учредителями и в формате «глаза в глаза». Энергетический взаимообмен – это то, что выделяет IFMC среди других подобных форумов.

Поскольку наш фестиваль проводится долго, у нас самая лучшая в контексте современной хореографии публика.

Бессменный руководитель и директор IFMC Марина РОМАНОВСКАЯ вручила почётную аккредитацию постоянному и преданному зрителю Александру ТЕРЕЩЕНКО, у которого также случился своего рода юбилей, ведь он полюбил форум ровно 25 лет назад, после чего из года в год покупает билеты на все концерты фестиваля, делая это одним из первых.

Современный танец скрывает то глубинное в человеке, что человек сам о себе порой не знает. Переживания из века в век!

Учредителями XXXV Международного фестиваля современной хореографии в Витебске являются Министерство культуры Республики Беларусь, Витебский областной исполнительный комитет, Витебский городской исполнительный комитет и Национальный академический Большой театр Беларуси.

Движение и есть самое первое искусство. Вы продолжаете то, что было заложено в самом начале, и эта нить движения не прерывается. 

Конец ноября, серо, рано темнеет, деревья голые, моросящий дождь... И тут концертный зал «ВИТЕБСК» освечивается в зелёные цвета. Включена в городе и праздничная подсветка, и сразу становится теплее и радостнее. А внутри концертного зала и вовсе попадаешь в царство хореографии!

35 лет фестиваля! Это уже традиция. Создавать традицию – тяжёлый труд. Поддерживать традицию – это оптимизм и упрямство. А быть очевидцем традиции – огромное везение. Проведите это время с удовольствием!

География участников международного конкурса растянулась на несколько тысяч километров, ведь в Витебск приехали конкурсанты из Беларуси, Китая, России. Все они стали участниками традиционного общего снимка.

Перед церемонией открытия IFMC'24 начали работу фотовыставки. “ФОРМЫ I КОЛЕРЫ” могилёвских художников Оксаны ЕВДОКИМЕНКО и Андрея ВОРОБЬЁВА и арт-проект из Иваново «ДРУГАЯ ЦВЕТАЕВА», посвящённый жизни и творчеству Валерии Ивановны ЦВЕТАЕВОЙ, танцовщицы, хореографа, педагога. Интересный факт: Валерия в творчестве ориентировалась на знаменитую танцовщицу Айседору ДУНКАН, которая однажды танцевала в Витебске. В экспозиции, разделённой на несколько частей, отражается определённый биографический этап и судьбоносные совпадения.

Открыли фестиваль традиционным представлением всех конкурсантов и выступлениями председателя Витебского областного исполнительного комитета Александра СУББОТИНА и первого заместителя Министра культуры Беларуси Валерия ГРОМАДЫ.

Почётными гостями на открытии IFMC стали танцовщики знаменитой на весь мир труппы Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета имени Леонида ЯКОБСОНА. Театр действует с 1960-х годов, его постановки для того времени носили совершенно революционный характер в искусстве. В Витебске петербургский балет представил две постановки.

«РОДЕН» – хореографические миниатюры, вдохновленные искусством Огюста РОДЕНА – визитная карточка театра. Созданные ЯКОБСОНОМ в разные годы и позднее объединённые в единую композицию, они получили название «РОДЕН». Миниатюры ЯКОБСОНА, в которых словно оживают произведения французского скульптора-импрессиониста, – это пронзительно свободный, поэтически вдохновенный гимн любви, от робко зарождающегося чувства до полуденного зноя жарких объятий и неистово испепеляющей страсти. РОДЕН совершил переворот в пластике, выступив против салонной скульптуры, идеализирующей изображаемый предмет. Его искания привели к созданию нового изобразительного языка скульптуры.

Танцевальное воплощение «ОЗОРНЫХ ЧАСТУШЕК» на сцене Мариинского театра впервые появилось в середине 1960-х: на музыку недавно написанного Родионом ЩЕДРИНЫМ концерта для оркестра хореограф Леонид ЯКОБСОН сочинил миниатюру «МАЛЯВИНСКИЕ БАБЫ». Специально ко Дню рождения композитора Театр балета, сегодня носящий имя Леонида ЯКОБСОНА, подготовил новое хореографическое прочтение этой музыки. Автор нового спектакля – Вячеслав САМОДУРОВ. В прошлом премьер балетной труппы Мариинского театра, а ныне один из самых успешных и востребованных российских хореографов, он впервые представляет свою балетмейстерскую работу на сцене родного театра. В интерпретации музыки ЩЕДРИНА ключевыми для него стали не фольклорные интонации, которыми насыщена партитура «ОЗОРНЫХ ЧАСТУШЕК», а фактура этого сочинения. Родион ЩЕДРИН называет свой концерт «по существу токкатой», то есть виртуозной пьесой в быстром движении и чётком ритме, идеальной для демонстрации технических возможностей исполнителей. Её музыкальная ткань складывается из множества мотивов, в которых возможность сольно «высказаться» получает едва ли не каждый оркестрант. Головоломку такого многоголосья и перекличку многих инструментов САМОДУРОВ виртуозно отражает в хореографической композиции. Он придумал, как в череде быстро сменяющихся музыкальных тем найти простор для танцев как солистов, так и кордебалета.

Таким получился первый день юбилейного XXXV Международного фестиваля современной хореографии в Витебске.