354

23 ноября 2023 г. 12:19

Фестиваль

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ IFMC’23 КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ – О ДОБРОТЕ IFMC

Народный артист Беларуси, Председатель Международного жюри республиканского конкурса современной хореографии Константин КУЗНЕЦОВ рассказывает о своём опыте участия в витебском фестивале, балансе между современным и классическим танцем, а также о том, какими хочет увидеть конкурсные работы в этом году.

- Вы и сам были конкурсантом. Вспомните, как это было.

- Я сразу и не вспомню, когда это было. Но мы привезли работу начинающего на тот момент хореографа Раду ПОКЛИТАРУ «ТРИ ГРУЗИНСКИЕ ПЕСНИ».

- Это были глубокие 90-е годы?

- Да. Тогда жюри конкурса отметило нашу постановку специальной премией «ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО».

- Расскажите об атмосфере раннего IFMC?

- Каждое мгновение присутствовало дикое ощущение какого-то открытия. Поскольку именно тогда всё это начиналось и зарождалось. Всё в диковинку. Особенно учитывая, что мы выходцы, прежде всего, из школы классического балета. А каждый раз, когда ты делаешь что-то отличное от своего направления, ты всё время в поиске и всё время задаёшь себе вопросы: «А сможем или не сможем?», «А справимся или не справимся?». Тем более уже тогда в Беларуси были достаточно сильные ребята, которые старались конкурировать в направлении современного танца. А тут мы такие балетные приходим. Но было очень интересно, волнительно и необычно.

- Вы тогда были молодым человеком, и ваша карьера в классическом балете была ещё впереди. Сомневались на тот момент, в каком русле стоит двигаться в профессии дальше?

- Скорее мы понимали, что нельзя зацикливаться только на одном направлении. Я считал и считаю, что современный танцовщик-исполнитель не должен упираться в одно направление и жанр, обеднять свою творческую жизнь одним ответвлением в танцевальном искусстве. Надо пробовать всё.

- Вы представитель классической школы, и будете смотреть за работами трупп и мастерских современного танца. Не будет ли у вас профессиональной деформации, поскольку вы наверняка захотите увидеть обученность и классическую подготовку? Наверняка она будет не всюду.

- Я точно знаю, поскольку постоянно сталкиваюсь с представителями школ современной хореографии, и многие из них, даже любительские, заткнут за пояс представителей академического искусства. И в техническом плане, и в плане самоотдачи, самоотверженности и увлечённости тем, что они делают. Потому что в отличие от танцовщика академического театра они занимаются прежде всего любимым делом.

- Найдёте ответ на вопрос, почему витебский фестиваль современной хореографии остаётся популярным и сегодня? Ведь телешоу о танцах чуть деформировали отношение к этому виду искусства.

- Наверное, потому, что витебский фестиваль добрый. Потому что здесь даже конкуренция, которая присутствует, хорошая. Может быть аура Марины Геннадьевной РОМАНОВСКОЙ спасает от каких-то конфликтов. Ведь всегда могут быть недовольные. Вот взять нас, членов жюри. Мы всегда будем хорошими для тех, кто победил. А для тех, кому это сделать не удалось, мы будем всегда плохими, невнимательными, придирчивыми и так далее. Здесь домашняя атмосфера, здесь все равны. Сюда люди приезжают, мне хочется верить, не столько за победой, сколько за возможностью пообщаться. Тем более в наше время, которое несколько суетное, выделить пять дней в своём графике непросто.

- Что вы хотите увидеть в конкурсных работах как председатель жюри? Главный критерий?

- Нет такого чёткого критерия, как в классическом танце, как нога не там, колено не вывернуто и так далее. Я вот уже говорил, хотя это может быть неправильная формулировка, я хочу быть удивлённым. Получить этот фидбэк, когда есть посыл от исполнителя к зрителю. Когда ты забываешь про протокол, про то, что надо оценивать. Понимаешь, что тебя подняли, втянули, понесли и нехотя отпустили. Момент информационно-энергетического обмена.