139

25 ноября 2024 г. 9:08

Фестиваль

ОБЛАДАТЕЛЬ ПРЕМИИ ПАНФИЛОВА ВАЛЕНТИН ИСАКОВ: «IFMC – БЕЗУПРЕЧНАЯ ШКОЛА»

Двукратный обладатель специальной премии Евгения ПАНФИЛОВА Валентин ИСАКОВ рассказывает о значимости витебского фестиваля, планах открыть лабораторию современного танца в Гомеле и выделяет путь, по которому стоит пойти белорусской современной хореографии.

- Это твоя вторая подобная премия, и завоевать её дважды – большая честь. Как ты оцениваешь подобное значимое творческое событие для тебя?

- На самом деле, у меня никогда не было цели привезти на IFMC работу, похожую на предыдущую. И сейчас, как правильно отмечал экспертный совет, я сделал работу, похожую на которую никогда не делал. Думал ли я, что эта работа так срезонирует? Нет. Но я люблю эту постановку, и после первого дня исполнения на душе было абсолютное спокойствие и радость от того, что всё получилось. Это было такое спокойное ощущение после исполнения. Правильно говорят многие: большая честь и большое счастье иметь возможность высказаться на сцене IFMC. И не может быть никаких сомнений. Международный фестиваль современной хореографии в Витебске – это безупречная школа для любого поколения хореографов. И для молодого, и для более опытного. Потому что даже мне, хотя я в профессиональной хореографии уже 22 года, этой витебской энергии хватает ещё месяца на три. И потом ещё всплывает пластами некоторое время. Поэтому я бесконечно благодарен этому фестивалю, и бесконечно благодарю тех людей, которые несут такое бремя ответственности перед пластическим театром и современным танцем Республики Беларусь.

- Какое впечатление осталось после общения с экспертным советом IFMC?

- Мою работу очень хвалили. И председатель экспертного совета Светлана ГУТКОВСКАЯ, и кандидат искусствоведения Татьяна РАТОБЫЛЬСКАЯ. Отмечали то, что я стал высказываться тише, стал спокойно рисовать пластические образы, которые пусть звучат между строк, но всё-таки понятны. Я согласен с тем, что эта наша работа без ярко выраженный кульминации, но в ней был момент последовательности из разряда “кто понял жизнь, тот не спешит”. Это касается и жизни. Если ты смог научиться наслаждаться моментом от момента, то в твоей жизни всё протекает по-другому.

- Ты, кстати, заметил, что стал одним из старожилов конкурса?

- Плавно заметил, и я себя отношу к четвёртому поколению белорусского contemporary dance. Поэтому у меня есть цель по возвращении в Гомель: на базе колледжа заняться созданием лаборатории композиции. Для того, чтобы студенты с третьего и четвёртого курсов могли пробовать себя как художники современного танца. Такой план у меня есть. А быть старожилом, с одной стороны, приятно. Но опять же, если в моей голове не будет чего-то нового, я приеду сюда по платной аккредитации и получу большое наслаждение.

- Ты себя назвал четвёртым поколением хореографов белорусского современного танца. Назови их тезисно все.

- К первому я отнесу Инну АСЛАМОВУ, Александра ИНОЗЕМЦЕВА, Александра ТЕБЕНЬКОВА и Дмитрия КУРАКУЛОВА. Это первопроходцы. Во втором поколении назову Дмитрия ЗАЛЕССКОГО, Ольгу СКВОРЦОВУ, Ольгу ЛАБОВКИНУ. В третьем поколении много интересных хореографов. Приятно, что почерк у всех совершенно разный.

- На каком уровне находится современная хореография нашей страны сейчас?

- Я скажу так, и эта мысль звучала на экспертном совете: нам не нужно уподобляться европейском контенту. Мы должны взять у них всё самое лучшее, но продолжать жить в себе. Потому что у нас глубокий этнос, богатый культурный код, начиная от Радзивиллов, заканчивая распадом Советского союза. Поэтому я могу сказать, что мы находимся в определённой изоляции, и этот момент может стать основным толчком для того, чтобы в себе трансформировать аутентичный хореографический язык.